ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ КАК ПЕРСОНАЖ: НАРРАТИВЫ ВИРТУАЛЬНЫХ РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
За последние десятилетия существенно изменились ландшафты социальных взаимодействий, преобразованные включением в жизненное пространство человека виртуальной среды обитания. Современные мобильные технологии позволяют человеку получать доступ к этой среде в любой момент времени, практически удваивая его жизненный мир за счет интеграции элементов киберпространства в физические параметры мира.
Удаленные контексты, связанные с виртуальной средой, зачастую оказываются более значимыми для человека, нежели его актуальное окружение (2). Активные пользователи социальных сервисов Интернет фиксируют в сети любые значимые моменты их повседневной жизни, оповещая других пользователей о том, что они проснулись, позавтракали, пришли на работу, посетили выставку и т.п. В то же время, они постоянно отслеживают сходные события в своей социальной сети, поддерживая, таким образом, отношения с широким кругом социальных партнеров в виртуальной среде. Это способствует смещению социальной жизни в интернет, усилению роли виртуальной личности в образе Я человека, нарастанию зависимости человека от социальных сервисов Интернета.
В то же время, сама Интернет-среда представлена пользователю в виде разнообразных семиотических средств, которые могут быть использованы для привлечения внимания тех пользователей, чьи интересы, убеждения и социальные установки сходны транслируемым (5). Основным генератором социальных взаимодействий становится контент, включающий набор мультимодальных знаков. Создавая собственный контент, пользователь генерирует определенный нарратив, упорядоченный во времени и отражающий некий генеративный смысл, обеспечивающий внутреннюю согласованность как контента, так и его связи с личностью пользователя. Я-нарративы включают в себя тематически и темпорально упорядоченные выдающиеся переживания (6, p. 126), в основе которых лежат действия человека в различных ситуациях, подвергшиеся рефлексии и закрепленные в памяти как значимый опыт самоосуществления. И в этом плане виртуальная среда предоставляет человеку уникальные возможности не только закреплять такие переживания, но и разделять их с другими людьми. По мнению К.Бурка (3), действие включает конфликт, цель, рефлексию и выбор, что делает его драматическим. С. Томкинс также подчеркивает, что человек подходит к своей жизни как драматург, бессознательно конструируя я-определяющие сцены и укладывая их в паттерны историй, руководимые правилами построения сценариев (8). Сходное мнение принадлежит Макадамсу, утверждающему, что человеческая жизнь "собирается в терминах обстановки, сцен, персонажей, сюжетов и тем" (1, с. 160). Нарративное построение контента виртуальной среды побуждает человека создавать истории, в которых он отчуждает свое Я, претворяет его вперсонаж, действующий по законам избранного повествователем жанра и подтверждающий этим ценность и самобытность существования этого Я в пространстве культуры и межличностных отношений. Нарратор, таким образом, должен вписать события индивидуального опыта в некоторую тематически организованную синтактическую структуру повествования, функционирующую по определенным правилам.
В проведенном нами исследовании мы осуществили анализ нарративов, повествующих о развитии виртуальных романтических отношений и размещенных на форумах и блогах Рунета. Качественному и кластерному анализу были подвергнуты 70 историй (авторы – 62 женщины и 8 мужчин в возрасте от 18 до 24 лет).
Как показали результаты контент-анализа, пользователи чаще всего описывают начало истории как случайное знакомство в социальных сетях, произошедшее на основе общности интересов и взглядов на жизнь (80,95% анализируемых нарративов). Другой экспозицией истории становится преднамеренный поиск партнера для установления близких отношений, в основе которого лежит желание забыться от неудовлетворенности, присутствующей в их реальной жизни, в частности, связанной с крушением прежних отношений (14,29%). Завязку сюжета часто составляют установившиеся между молодыми людьми дружеские отношения, ориентация партнеров на постепенное узнавание друг друга. При этом ключевыми темами обсуждения становятся различные грани духовно-нравственной жизни человека и общества. И само общение сопровождается проявлениями внимательности, заботы, аккуратности к чувствам и переживаниям другого человека, стремления понять и поддержать партнера (44,44%). Молодые люди широко используют аудиовизуальные средства коммуникации как семиотические средства выражения своих чувств (фотографии, музыка, видео). Со временем они осознают свою привязанность к партнеру. Однако попытки перевести виртуальное общение в реальное в начале знакомства проявляются только в 22,2% историй. Интернет, таким образом, предоставляет партнерам определенную зону комфорта, позволяющую предъявлять партнеру упрощенный образ себя как романтического героя, исключительно положительного, ориентированного на гуманистические ценности, нежность и заботу, не требующие подтверждения реальным действием. Наряду с этим, пользователи получают возможность достраивать образ виртуального партнера по аналогии с литературными персонажами, где лакуны недостающей информации заполняются на основе комплексной сети собственных чувств и эмоций (7). Парадоксальным результатом такого достраивания образа партнера становятся сбои в метарепрезентациях пользователей, которые замещают себя как источник репрезентаций («Я думаю, он/а такой/ая») на партнера («Он/а такой/ая») (9). Это порождает безграничное доверие к партнеру и растворение в нем (68,25% историй), поглощенность чувствами и высокий уровень удовлетворенности отношениями (93,17% историй). Такова кульминация большинства нарративов виртуальной любви. Однако дальнейшее развитие виртуальных романтических отношений зачастую приводит к их разрыву (развязка). Ключевыми условиями разрыва становятся несовпадения между развивающейся системой ожиданий виртуальных партнеров и их коммуникативными действиями. Так непонимание происходящего отмечается в 49,2% историй, наличие внутренних препятствий для развития отношений – 57,14% историй, чувство растерянности отражено в 38,1% историй, чувство обиды на партнера – 39,7% нарративов. Важно отметить, что в 17,46% повествований авторы описывают свои попытки восстановить законченные отношения, демонстрируя нежелание освобождаться от виртуальной "привычки". Таким образом, виртуальный роман чаще всего реализуется пользователями на основе сюжета о трагической любви, где чувства партнеров, сталкиваясь с реальностью, не выдерживают испытаний. При этом они оставляют глубокий след в личности нарратора, указывающего не только на глубину своих переживаний, но и на значимость приобретенного опыта для личностного развития. Поскольку сюжет о трагической любви является одним из самых распространенных в мировой культуре, можно предположить, что для молодых людей значимо пережить сходный опыт отношений.
На следующем этапе мы провели кластерный анализ категорий контент-анализа нарративов на основе метода Варда и меры сходства Евклидово расстояние. В результате объединения кластеров были выявлены ключевые темы нарративов об онлайн-любви. Первая тема повествования связана с погруженностью в виртуальные отношения, при котором виртуальность – главное и единственное пространство, взаимодействия партнеров, где отношения главных героев развиваются постепенно на основе общих интересов. Партнеры полностью растворяются друг в друге, их отношения доверительны и полностью удовлетворяют их. Вторая тема связана с нереализованностью притязаний по отношению к партнеру. Характерной чертой такой темы становится односторонняя эмоциональная привязанность, не способная перерасти во взаимную. Третья сюжетная линия – виртуальные отношения как возможность проявить духовно-нравственные качества личности, при которой главной особенностью взаимодействия является альтруистичность одного из партнеров. Искренне включенный в виртуальные отношения пользователь, ощущает свою влюбленность, духовную привязанность к партнеру, но возникающие несовпадения в ожиданиях по отношению к партнеру тяжело переносятся, вызывая обиды и ревность, а также тяжелое расставание. Четвертая тема проявлена в описании взаимности переживаний в виртуальных отношениях. По мере общения и узнавания друг друга партнеры обоюдно осознают влюбленность, внешний облик партнеров, представленный в фото и видеоматериалах, усиливает аттракцию. Влюбленные ждут встречи друг с другом и надеются, что нашли настоящую любовь. Однако реальная встреча не происходит по воле внешних препятствий (географическое расстояние, занятость и т.п.). Пятая тема связана с переносом реальных отношений в виртуальное пространство. Случайное реальное знакомство подталкивает партнеров к отношениям в виртуальной среде, а Интернет становится местом, где партнеры углубляют свои контакты и завязывают отношения. В данном случае Интернет является дополнительным средством взаимодействия партнеров, которые продолжают отношения и в реальности. Шестая тема – страх перед установлением виртуальных отношений. Нереализованность виртуальных отношений связана с наличием у пользователя внутренних барьеров и тогда Интернет становится пространством, в котором пользователь транслирует субъективные переживания и чувства, относящиеся к значимому человеку. Последняя сюжетная линия – счастливое развитие виртуально-реальных отношений - предполагает их положительную динамику. Молодые люди знакомы в реальности, но взаимодействуют в виртуальной среде, их чувства взаимны, партнеры готовы строить совместную жизнь.
Литература1. Макадамс Д.П Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Выпуск 3. С. 135-166
2. Проект Ю. Л., Богдановская И. М., Королева Н. Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека//Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 1. С. 89-96.
3. Burke, K. A grammar of motives. Los Angeles: University of California Press, 1945.
4. de Souza e Silva A. From cyber to hybrid: mobile technologies as interfaces of hybrid spaces. Space & Culture, 2006. 9 (3), – p. 261–278.
5. Gee J. P. Semiotic social spaces and affinity spaces: From The Age of Mythology to today’s schools. In D. Barton and K. Tusting (Eds.) Beyond communities of practice: Language power and social context. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2005
6. Robinson J.A., Taylor L.R. Autobiographical memory and self-narratives: A tale of two stories // Autobiographical memory: Theoretical and applied perspectives / C.P. Thompson, D.J. Hermann, D. Bruce, J.D. Read, D.G. Payne, M.P. Toglia (Eds.). Mahwah, NJ, 1998. P. 125–143
7. Rosenblatt, L. M. The literary transaction: Evocation and response. Theory into Practice, 1982, 21, 268-277.
8. Tomkins S.S. Script theory//Nebraska Simposium on Motivation/ H.E. Howe Jr., R.A. Dienstbier (Eds), Linkoln. 1979, Vol. 9
9. Zunshine L. Why We Read Fiction: Theory of Mind and the Novel. Columbus: OhioStateUniversityPress, 2006